Ранняя помощь детям с расстройствами аутистического спектра

В повседневных заботах родители не замечают у своих маленьких детей странностей в развитии или  списывают их на ранний возраст, темперамент или черты характера. Как распознать начальные проявления раннего детского аутизма от индивидуальных некритичных особенностей ребенка?

Родителей должны насторожить следующие симптомы:

  • ребенок не отзывается, когда его зовут по имени;
  • наблюдается задержка темпов речевого развития;
  • не следует никаким указаниям взрослых;
  • периодически появляются нарушения слуха;
  • не понимает, как играть с той или иной игрушкой;
  • плохо устанавливает визуальный контакт;
  • социальная контактность снижена или отсутствует;
  • не делает указательных жестов, не машет рукой, не делает хватательных или других движений к возрасту 12 месяцев;
  • нет речевых или социальных навыков в любом возрасте.

Если у ребенка наблюдаются данные симптомы, необходимо обратиться за квалифицированной помощью. В октябре  2018 года служба ранней помощи «Первый шаг» в ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН «Доброта» открыла двери семьям, нуждающимся в данном виде помощи.

В целях повышения эффективности работы службы  ранней помощи «Первый шаг» в октябре 2019 года психолог отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями прошла двухнедельное обучение в Институте раннего вмешательства г. Санкт-Петербург по двум модулям стажировки: «Чему и как учить ребенка с расстройством аутистического спектра» и «Этапы, услуги и процедуры ранней помощи». Во время обучения специалист познакомился с работой института, углубил свои знания в области ранней помощи в работе с РАС, перенял опыт и новейшие технологии по работе с  данной категорией детей. Так же были изучены основные скрининговые методы для раннего выявления расстройства аутистического спектра и методы «Золотого стандарта» в диагностике аутизма.

Ранняя помощь детям с расстройствами аутистического спектра — наиболее эффективное средство воздействия на нарушение. При выявлении детей с риском формирования аутистических расстройств коррекционную работу следует начинать как можно раньше, что  в дальнейшем поможет достичь максимально возможного уровня в развитии ребенка.