Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Положение об отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Заведующий отделением

Головко Ольга Владимировна

Отделение реабилитации создано для работы с несовершеннолетними детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями с целью осуществления адаптации и интеграции несовершеннолетних в общество с помощью различных социальных мер.

Смотрите о нас здесь

В отделении работают: психологи, логопеды, социальный педагог, специалисты по социальной работе, инструктор-методист по адаптивной физической культуре.

Специалисты отделения оказывают следующие услуги:

Социально-психологические:

— психологическая диагностика уровня развития ребенка и обследование личности;

— выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей ребенка (диагностическая беседа, анализ социального и психологического статуса);

— определение степени отклонения в поведении ребенка и взаимоотношения с окружающими людьми (беседа с сопровождающим лицом, наблюдение и др.);

— проведение индивидуальной и групповой психокоррекционной работы (релаксация, музыкотерапия, ароматерапия, пальчиковая гимнастика, работа с самооценкой и др.);

— проведение психологических тренингов (развитие стрессоустойчивости, снятие агрессии, гиперактивности, тревожности, тренинг коммуникативной компетентности, интеллектуальных способностей);

— коррекционно-развивающие занятия познавательной сферы, формирование у детей отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.); коррекция недостатков эмо­цио­на­льно-личностного и социального развития детей (занятия проходят в сенсорных комнатах).

Социально-педагогические:

— организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности;

— коррекционная работа логопеда (диагностика – проведение первичного логопедического обследования, составление речевых карт с целью  комплексного изучения ребёнка с ограниченными способностями и дальнейшего динамического наблюдения за его развитием);

— постановка и автоматизация звуков;

— коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие познавательной сферы;

— консультативная помощь родителям в вопросах обучения ребёнка-инвалида;

— психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. 

Специалисты в условиях Лекотеки способствуют формированию предпосылок к учебной деятельности у детей, поддерживают развитие их личности и оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры. Специалисты используют оборудование для детей с нарушениями движений, игрушки для развития тактильного и зрительного восприятия, речи и языка, средства для развития невербальной коммуникации, музыкальные игрушки, книги, и многое другое (рекомендуемый возраст 3-11 лет).

Социально- медицинские:

— проведение мероприятий по адаптивной физической культуре, направленных на формирование здорового образа жизни;

— подбор комплекса физических упражнений с учетом рекомендаций содержащихся в ИПРА.

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.

— обучение детей-инвалидов пользованию средствами ухода  и техническими средствами реабилитации;

— социально-бытовая адаптация относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с ОВЗ — обучение социально-бытовой ориентировке; формирование потребности адаптации к условиям жизни; привитие навыков личной гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья; привитие необходимых умений и навыков самообслуживания; формирование умений и навыков пользования адаптивными приборами, средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью;

Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь» и др.

Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии (рекомендуемый возраст от 5 лет).

Психологи работают с детьми-инвалидами в благоприятной обстановке, в специально оборудованных помещениях.

В кабинете психолога установлен профессиональный стол психолога-дефектолога, позволяющий расширить рамки взаимодействия специалиста и ребенка. Благодаря интерактивным играм на сенсорном экране дети активно участвуют в процессе. Монитор, подключенный к компьютеру ученика, позволяет видеть и контролировать процесс выполнения заданий в реальном времени. Наличие светового стола с песком позволяет гармонизировать 

психоэмоциональное состояние ребенка, занятия положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорных и тактильных восприятий, речи, мышления, интеллекта, фантазии и воображения.
На игровой панели установлено программное обеспечение, включающее более 80 обучающих игр и 110 тестов. Они направлены на развитие памяти, внимания, логики, изучение счета и английского языка.

Комната психологической разгрузки (тёмная сенсорная комната). Здесь проводятся занятия по группам или индивидуально в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей особенности получателя реабилитационных услуг. Занятия в сенсорной комнате проводятся при участии психолога. Сенсорная комната — волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления.

В этой комнате размещено уникальное оборудование — позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Здесь дети-инвалиды обретают личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстанавливают душевное равновесие, укрепляют нервную систему.

В светлой сенсорной комнате проводятся занятия с детьми-инвалидами, направленные на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и психологом, и настраивает его на эффективную и результативную

работу. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы детей инвалидов.

В 2023 году в отделении появилось новое направление реабилитации для детей – сенсорная комната «Дом Совы». Дом Совы – это профессиональный сенсорно-динамический зал для занятий по методам сенсорной и сенсомоторной интеграции, где ребенок познает свой внутренний и окружающий мир через движение. Занимаясь в «Доме Совы», ребёнок эффективно осваивает свои двигательные навыки. Разнообразные вариации использования снарядов способствуют развитию не только физической силы, но также и телесной пластики, ловкости, баланса и координации. Развитие получает не только тело, но и мозг.

На базе ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН» создана «Служба ранней помощи «Первый шаг», которая помогает детям в раннем возрасте провести диагностику и оказывает помощь квалифицированных специалистов: психологов и логопедов.

«Служба ранней помощи «Первый шаг» включает в себя пункты ранней психолого-педагогической помощи «Я сам» и логопедической мастерской «Азбука речи».

С детьми работают психолог и логопед в комнате, оборудованной многофункциональными комплектами, направленными на развитие общей и мелкой моторики, познавательной сферы, пространственной ориентации, различие базовых цветов, развитие навыков письма и рисования, звукоподражания, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Также специалисты проводят квалифицированную работу по консультации родителей. Служба оказывает квалифицированную помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями осуществляют прием документов для прохождения реабилитации в ГАУ СО АО «Малиновский социально-реабилитационный центр», созданный в целях предоставления социальных услуг умственно отсталым детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечения создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

А также, отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями:

— содействует в организации оздоровления детей-инвалидов в ГАУСО АО «Реабилитационный центр «Бардагон» (подготовка заявок, сбор, комплектование пакета документов на санаторно-курортное лечение, выдача путевок);

— оказывает консультативную, юридическую помощь;

— организует досуговую деятельность (проведение различных мероприятий, мастер-классов, экскурсий, и т.д.).

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями с 2020 года осуществляет внедрение новых форм работы в рамках реализации мероприятий Комплекса мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Работа ведется в нескольких направлениях: работа по технологии «Реабилитация на дому», организация деятельности «Школы реабилитации и ухода», создание пункта проката реабилитационного оборудования.

В 2020 году на базе Учреждения открыт пункт проката реабилитационного оборудования «Нет преград» для оказания социальной помощи:

— по временному обеспечению семей с детьми-инвалидами специальными средствами адаптации и реабилитации, устройствами для облегчения передвижения;

— по снижению материальных затрат семей на приобретение оборудования, что позволит обеспечить доступность и качество получения социальных услуг семьям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все оборудование для пункта проката приобретено за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации: иппотренажеры, лежачий самокат для детей-инвалидов, велосипеды-велотренажеры для детей с ДЦП, опоры ползунки-ходунки, ходунки-роллаторы, вертикализаторы, велотренажеры, опоры для стояния. Оборудование выдается семьям с детьми-инвалидами бесплатно во временное (до 3-х месяцев) пользование.

В 2021 году в Отделении создана социальная служба «Микрореабилитационный «ДоброЦентр». «Микрореабилитационный «ДоброЦентр» реализуется через такие формы работы, как «Выездной микрореабилитационный центр» и «Домашний микрореабилитационный центр».

«Выездной микрореабилитационный центр» предполагает создание мобильных (междисциплинарных) бригад, включающих специалистов различных профилей (медицинского, социального, психологического, педагогического профиля) для оказания комплекса услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в городе Благовещенске и Благовещенском районе. Основные направления работы осуществляются социальной мультидисциплинарной бригадой, в состав которой входят специалисты (социальный педагог, логопед, психолог)

учреждения, а также привлеченные специалисты (олигофренопедагог). Специалисты охватывают реабилитационными мероприятиями на дому детей-инвалидов, которые в силу невозможности по состоянию здоровья и отдаленного проживания не могут получать услуги в учреждении.

«Домашний микрореабилитационный центр» представляет собой организацию реабилитационного пространства на дому:

1. Обеспечение реализации краткосрочных программ реабилитации детей-инвалидов «Я могу!»;

2.Обучение родителей (законных представителей) использованию реабилитационного оборудования и повышения их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей в рамках работы школы реабилитации и ухода для семей детей-инвалидов на дому «Содействие»;

3.Создание условий для проведения реабилитационных мероприятий на дому через предоставление детям-инвалидам средств реабилитации в ходе работы пункта проката «Без преград».

С 1 апреля 2023 года в отделении реабилитации началась работа по реализации Технологии по подготовке детей-инвалидов к самостоятельному проживанию.

Целью внедрения Технологии является создание условий для максимальной независимости, повышения личностного потенциала, расширения индивидуальных возможностей инвалидов в возрасте от 14 до 18 лет. Технология предназначена для детей-инвалидов, которые окончили школу, но еще не определились с дальнейшим обучением.

В реализации данной Технологии принимают участие дети с разным уровнем самостоятельности, физических и умственных способностей.

В учреждении создана комфортная среда для успешной адаптации и социализации подростков. Для пребывания имеются оборудованные спальные комнаты, гостиная, кухня, санузлы, душевые.

В работе с ребятами проводятся мероприятия по развитию и сохранению навыков самообслуживания, а также навыков, необходимых для самостоятельной жизни – приготовление пищи, покупка продуктов и товаров, пользование общественным транспортом, пользование мобильными телефонами, интернетом, средствами реабилитации и другое.

Работа осуществляется по нескольким направлениям: социально-бытовая адаптация, социально-педагогическая реабилитация, социально-психологическая реабилитация, социокультурная реабилитация, социально-средовая реабилитация.

Данное направление работы будет способствовать самоопределению для детей-инвалидов.

Отделение располагается по адресу: г. Благовещенск, ул. Политехническая, 82/2, каб.112.

Телефон: 89248440025, 77-08-35, 77-08-37.

Электронный адрес: dobrotaso8@mail.ru

Режим работы: с 08.00 до 17.00, перерыв с 12.00 до 13.00.