Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями

Заведующий отделением: Кондратюк Татьяна Владимировна

Отделение реабилитации создано для работы с несовершеннолетними детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями с целью осуществления адаптации и интеграции несовершеннолетних в общество с помощью различных социальных мер.

В отделении работают: психолог, логопед, социальный педагог, специалист по социальной работе, инструктор-методист по адаптивной физической культуре.

Специалисты отделения оказывают следующие услуги:

Социально-психологические:

— психологическая диагностика уровня развития ребенка и обследование личности;

— Выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей ребенка (диагностическая беседа, анализ социального и психологического статуса).

— Определение степени отклонения в поведении ребенка и взаимоотношения с окружающими людьми (беседа с сопровождающим лицом, наблюдение и др.).

— Проведение индивидуальной и групповой психокоррекционной работы (релаксация, музыкотерапия – аудиоаппаратура, ароматерапия, пальчиковая гимнастика, работа с самооценкой и др.).

— Проведение психологических тренингов (развитие стрессоустойчивости, снятие агрессии, гиперактивности, тревожности, тренинг коммуникативной компетентности, интеллектуальных способностей).

— Коррекционно-развивающие занятия познавательной сферы, формирование у детей отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.); коррекция недостатков эмо­цио­на­льно-личностного и социального развития детей (занятия проходят в сенсорных комнатах).

Социально-педагогические:

— Организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности

— Коррекционная работа логопеда (диагностика – проведение первичного логопедического обследования, составление речевых карт с целью  комплексного изучения ребёнка с ограниченными способностями и дальнейшего динамического наблюдения за его развитием).

— Постановка и автоматизация звуков.

— Коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие познавательной сферы.

— Консультативная помощь родителям в вопросах обучения ребёнка-инвалида.

— Работа с детьми с применением программного комплекса «Комфорт-Лого»

— Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.  Специалисты в форме лекотеки способствуют формированию предпосылок к учебной деятельности у детей, поддерживают развитие их личности и оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры. Специалисты используют оборудование для детей с нарушениями движений, игрушки для развития тактильного и зрительного восприятия, речи и языка, средства для развития невербальной коммуникации, музыкальные игрушки, книги, и многое другое (рекомендуемый возраст 3-11 лет).

Социально- медицинские:

— Проведение мероприятий по адаптивной физической культуре, направленных на формирование здорового образа жизни;

— Подбор комплекса физических упражнений с учетом рекомендаций содержащихся в ИПР.

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.

— Обучение детей-инвалидов пользованию средствами ухода  и техническими средствами реабилитации;

— Социально-бытовая адаптация относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с ОВЗ — обучение социально-бытовой ориентировке; формирование потребности адаптации к условиям жизни; привитие навыков личной гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья; привитие необходимых умений и навыков самообслуживания; формирование умений и навыков пользования адаптивными приборами, средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью;

Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь» и др.

Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии (рекомендуемый возраст от 5 лет).

Занятия проходят в специализированной социально-бытовой комнате «Я-сам».

А также отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями:

— содействует в организации оздоровления детей-инвалидов в ГАУСО АО «Реабилитационный центр «Бардагон» (подготовка заявок, сбор, комплектование пакета документов на санаторно-курортное лечение, выдача путевок);

— оказывает консультативную, юридическую помощь;

— организует досуговую деятельность (проведение различных мероприятий, мастер-классов, экскурсий, и т.д.).

Психологи работают с детьми-инвалидами в благоприятной обстановке, в специально оборудованных помещениях.

Комната социально-бытового обслуживания «Я САМ» создана для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов с помощью вспомогательных технических средств, поддерживать и обеспечивать их жизнедеятельность в быту. Приспособлена для обучения детей-инвалидов правилам пользования техническими средствами реабилитации и бытовым навыкам в соответствии со спецификой имеющихся заболеваний. Кабинет представляет собой типовую однокомнатную квартиру (кухня, жилая зона) со специально адаптированным оборудованием, что создает безбарьерную среду для жизнедеятельности ребёнка-инвалида.

Комната социально-бытового обслуживания «Я САМ»

Комната психологической разгрузки (тёмная сенсорная комната). Здесь проводятся занятия по группам или индивидуально в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей особенности получателя реабилитационных услуг. Занятия в сенсорной комнате проводятся при участии психолога. Сенсорная комната — волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование — позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Здесь дети-инвалиды обретают личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстанавливают душевное равновесие, укрепляют нервную систему.

Комната психологической разгрузки (тёмная сенсорная комната)

В светлой сенсорной комнате проводятся занятия с детьми-инвалидами, направленные на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и психологом, и настраивает его на эффективную и результативную работу. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы детей инвалидов.

Светлая сенсорная комната

На базе ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН» создана «Служба ранней помощи «Первый шаг», которая помогает детям в раннем возрасте провести диагностику и оказывает помощь квалифицированных специалистов: психологов и логопеда.
«Служба ранней помощи «Первый шаг» включает в себя пункты ранней психолого-педагогической помощи «Я сам» и логопедической мастерской «Азбука речи».

«С детьми работают психолог и логопед в отдельной комнате, оборудованной многофункциональными комплектами, направленными на развитие общей и мелкой моторики, познавательной сферы, пространственной ориентации, различие базовых цветов, развитие навыков письма и рисования, звукоподражания, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Также специалисты проводят квалифицированную работу по консультации родителей. Служба оказывает квалифицированную помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья».

Во время работы специалистов с ребенком, родители находятся рядом с детьми. Первоначально родители проходят корректирующую консультацию, чтобы могли ей воспользоваться в дальнейшем. Консультация дает возможность определить в каком направлении в большей степени необходимо работать и корректировать развитие ребенка. Специалисты наглядно показывают родителям как в повседневной жизни общаться с ребенком, чтобы закреплять и дополнять работу, проведенную в пункте ранней психолого-педагогической помощи.

Служба ранней помощи «Первый шаг» оборудована развивающей панель симметрии, развивающим домиком, сундучком, настольным лабиринтом с трубкой, тактильными мешочками и музыкальным столом.

«Игра с данным оборудованием направлена на развитие мелкой моторики, восприятие формы, развивает координацию рук, тактильные ощущения ребенка».
Игра с музыкальным столом позволяет развить детям моторные навыки, слуховое восприятие, координацию движения, улучшает фонематический слух и фонематическое восприятие, восприятие формы и цвета.

Специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями осуществляют прием документов для прохождения реабилитации в ГАУ СО АО «Малиновский дом — интернат для умственно отсталых детей», созданный в целях предоставления социальных услуг умственно отсталым детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечения создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями с 2020 года осуществляет внедрение новых форм работы в рамках реализации мероприятий Комплекса мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Работа ведется в нескольких направлениях: работа по технологии «Реабилитация на дому», организация деятельности «Школы реабилитации и ухода», создание пункта проката реабилитационного оборудования «Нет преград».

Для реализации мероприятий по данным направлениям были заключены соглашения о взаимодействии с организациями и учреждениями:

— Амурская общественная организация поддержки лиц с ограниченными возможностями и их семей «Мир без границ»;

— Автономная некоммерческая организация «Амурский областной центр социальной поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей «Открытый мир»;

— Амурская областная общественная организация социальной поддержки детей-инвалидов, инвалидов и их законных представителей «Дети Солнца»;

— Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»;

-Государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области «Детская городская клиническая больница».

С 2020 года в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями реализуются мероприятия по технологии «Реабилитация на дому».

Целью работы по технологии «Реабилитация на дому» является оказание реабилитационных услуг на дому детям-инвалидам, имеющим тяжелые множественные нарушения развития, родители которых по объективным причинам не могут посещать занятия в «Школе реабилитации и ухода», в связи с тяжестью состояния ребенка не могут приводить его в Центр для получения реабилитационных услуг.

Решаемые задачи:

  1. Раннее выявление и дифференцированный учёт детей-инвалидов, в том числе детей-инвалидов целевой группы, нуждающихся в социальном обслуживании.
  2. Оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
  3. Разработка индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, обеспечение реализации указанных программ, а также программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов, разработанных учреждениями медико-социальной экспертизы.
  4. Организация работы мобильной бригады, службы домашнего визитирования, мобильной службы экстренного реагирования.
  5. Обеспечение реализации комплекса реабилитационных мероприятий на дому для детей целевой группы
  6. Раскрытие личностного потенциала, навыков и духовных интересов, обеспечивающих наиболее возможную адаптацию в обществе и социальную компетентность детей-инвалидов.

Выездная реабилитация осуществляется посредством организации деятельности мобильных бригад, в состав которых входят специалисты Учреждения (логопеды, психолог, инструктор по адаптивной физической культуре, социальный педагог), и привлеченные специалисты (реабилитолог, олигофренопедагог, специальный психолог).

Это позволяет предоставлять квалифицированную социальную помощь на дому детям-инвалидам, имеющим высокую степень ограничения мобильности, тяжелые патологии и сложные диагнозы.

Неотъемлемой частью реабилитации на дому является планомерная работа с родителями, направленная на повышение уровня компетентности по вопросам ухода, реабилитации, социализации, личностного развития детей данной категории.

Выезд группы специалистов на дом в семьи получателей социальных услуг обеспечивает гарантированное предоставление комплекса реабилитационных услуг по медико-социальному, психолого-социальному и социально-педагогическому направлениям.

Реабилитационные услуги на дому оказываются на приобретенном за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оборудовании, направленном на развитие моторики, когнитивных процессов, тактильных ощущений, двигательной активности в домашних условиях. Это:

— набор развивающих материалов Монтессори, комплекс упражнений и практических пособий для обучения ребенка в игровой форме, который используют психологи и педагоги по всему миру. Игры и задания помогают развивать: логическое мышление, образную и предметную память, мелкую моторику рук, формируют элементарные математические знания;

-игровой набор «Дорожка», специально разработанная дорожка для развития моторики, тактильных ощущений, координации движения и равновесия. Тактильная дорожка представляет собой 7 модулей, которые наполнены различными покрытиями и элементами. Перебирая босыми ногами по камушкам, жестким, мягким или же гладким покрытиям, можно испытать разнообразие тактильных ощущений.

-набор балансиров, который составляют полусферы балансировочные массажные для тренировки или для снятия усталости. Подушка балансировочная –диск Альпина, применение которого принуждает к так называемому динамическому сидению, что провоцирует незначительные, но эффективные движения в области позвоночника. Балансировочная платформа активизирует большое количество мышц — к работе подключаются все мелкие мышцы-стабилизаторы;

набор для развития моторики, (в состав которого входят игры: «Сортер», «Сафари-лабиринт», «Визуальный дождь», «Волшебный шар» и др.) помогает улучшать навыки мелкой моторики, ловкости, силы мышц пальцев и рук, координации движений, мышления и многого другого;

 

— набор для слухоречевого восприятия, адаптированный игровой набор (в состав которого входят игрушки – «Гармошка», «Звуковые призмы», «Визуальный дождь», «Гусеница» и др.), позволяющий развивать восприятие речи на слух, благодаря различным музыкальным инструментам и игрушкам, входящим в комплект.

 

 

-набор для визуально-сенсорного восприятия. Все игрушки, входящие в данный комплект («Шестерня», «Гонки пингвинов», набор зеркал, «Электронная рыбка», «Мигающая палочка» и др.), направлены на проработку визуально-сенсорного восприятия ребенка и развития тактильных ощущений.

— набор для развития коммуникативных навыков. Игрушки, входящие в комплект (плакат «Составь портрет», игрушка «Попугай», плакаты «Морские животные» и «Наземный транспорт, «Говорящий магнит» и др.), помогают в игровой форме развивать коммуникативные навыки и творческие способности ребенка.

настольный тренажер для сгибания и разгибания пальцев
предназначен для развития силы и подвижности пальцев рук, тренировки движений сгибания — разгибания пальцев рук.

 

В 2021 году продолжает свою работу «Школа реабилитации и ухода» для родителей. Основной целью деятельности Школы является социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, предоставление членам их семей информационной поддержки, помощи в освоении ими базовых навыков для самостоятельной реабилитационной деятельности в домашних условиях.

Основная задача — обучение родителей (законных представителей), членов семей детей-инвалидов:

-организации оптимальной физической и социальной среды для жизни и развития ребёнка-инвалида;

-базовым навыкам коммуникации с ребёнком-инвалидом;

-навыкам ухода (правилам гигиенического ухода, кормления, одевания-раздевания) за детьми-инвалидами;

-организации повседневной двигательной активности ребёнка-инвалида;

-организации безопасного перемещения ребёнка-инвалида;

-организации занятости ребёнка-инвалида.

На занятиях «Школы реабилитации и ухода» специалисты Учреждения и привлеченные специалисты (специалисты лечебно-профилактических учреждений, медицинских профессиональных образовательных учреждений), обучают родителей, членов семей детей-инвалидов по следующим вопросам:

— «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка-инвалида, организация психологического сопровождения участников реабилитационного процесса»;

— «Личностное развитие ребенка-инвалида, основы социализации и общения, физическое воспитание»;

— «Организация занятости ребенка-инвалида»;

— «Разрешение конфликтных ситуаций с помощью инструментов медиативной технологии»;

— «Час правового просвещения»;

— «Информационные встречи с представителями учреждений образования, здравоохранения, юристами».

В «Школе реабилитации и ухода» проводятся теоретические и практические занятия, используются как групповые, так и индивидуальные формы работы (при необходимости). Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю, продолжительность одного занятия – до одного часа, с общим курсом обучения – 9 часов.

В 2020 году на базе Учреждения открыт пункт проката реабилитационного оборудования «Нет преград» для оказания социальной помощи:

— по временному обеспечению семей с детьми-инвалидами специальными средствами адаптации и реабилитации, устройствами для облегчения передвижения;

— по снижению материальных затрат семей на приобретение оборудования, что позволит обеспечить доступность и качество получения социальных услуг семьям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

Все оборудование для пункта проката приобретено за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации Комплекса мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:

иппотренажер – один из лучших имитаторов верховой езды. Во время тренировки задействуются практически все группы мышц, увеличивается подвижность суставов, развивается чувство равновесия и координация движений. Рекомендован для детей с диагнозом ДЦП;

 

 

 

лежачий самокат для детей-инвалидов – позволяет детям с нарушением функции опорно-двигательного аппарата передвигаться, играть, при этом развивая вестибулярный аппарат, задавая общий тонус мышцам;

 

6 велосипедов-велотренажеров для детей с ДЦП – имеют крепления и фиксаторы, которые не позволяют ребенку упасть. Для поддержки ребенка при передвижении предусмотрена ручка. Конструкция велосипедов отличается безопасностью и удобством для ребенка;

 

опоры ползунки-ходунки – применяются для реабилитации детей с тяжелыми формами ДЦП, а также на начальном этапе обучения передвижению;

 

 

ходунки-роллаторы – предназначены для передвижения в помещениях. Ходунки имеют мягкую опору под грудь и сиденье из искусственной кожи, что обеспечивает максимально комфортное движение;

 

 

2 бизиборда – дают возможность ребенку быстрее адаптироваться к бытовой среде в безопасном пространстве, успешно развивают мелкую моторику и причинно-следственные связи;

 

 

2 бизикуба – отличное средство для развития мелкой моторики детей и для приобретения ими бытовых навыков.

 

 

Оборудование выдается семьям с детьми-инвалидами бесплатно во временное (до 3-х месяцев) пользование.

Благодаря организации деятельности «Школы реабилитации и ухода», внедрению технологии «Реабилитация на дому», созданию пункта проката реабилитационного оборудования «Нет преград» мероприятия, проводимые ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН» в рамках Комплекса мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, позволяют обеспечить приобретение новых навыков родителями (законными представителями) в вопросах воспитания, обучения, реабилитации и организации жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, что будет способствовать созданию условий для снижения численности таких детей, находящихся на стационарном обслуживании.

В настоящее время деятельность по реабилитации семей с детьми-инвалидами продолжается. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объявил результаты конкурсного отбора инфраструктурных проектов по созданию специализированных социальных служб, оказывающих помощь детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Проект «Микрореабилитационный ДоброЦентр» стал победителем конкурсного отбора инфраструктурных проектов.

Отделение располагается по адресу: г. Благовещенск, ул. Рабочая, 95, каб. 13

Телефоны: раб. 8(4162) 44-31-09, сот. 8 924 844 00 25

Электронный адрес: dobrotaso8@mail.ru

Режим работы: с 08.30 да 17.00 перерыв: с 12.30 до 13.00