Что такое “особый” ребёнок? Это ребёнок, который имеет в своём развитии отклонение от нормы, возникшее в результате заболеваний центральной нервной системы. Это может быть задержка психического развития, сопутствующая некоторым формам речевого недоразвития, а также тяжёлые нарушения речи. Такие дети в силу своего недуга, особенностей поведения или характера очень возбудимые и заторможенные, с сильно развитым чувством негативизма.
Правильно организованное семейное воспитание – важнейшее условие физического и умственного развития ребёнка. Нередко наблюдаются в семье две крайности. Первая: ребёнку не уделяют должного внимания, предоставляя его самому себе, либо требуют от него невозможного, наказывая или пугая за то, что он сам не может сделать того, чему его не научили. Вторая крайность – родители чрезмерно жалеют и балуют ребёнка, оберегая его от всех трудностей, стремятся все выполнить за него, невольно внушая ему, что он больной, слабый, немощный. В результате такого воспитания дети становятся беспомощными, эгоистичными, безвольными и заметно отстают в своём развитии.
От “особого” ребёнка нужно требовать так же, как и от совершенно здорового, не делая скидок, но прежде всего его надо терпеливо всему научить, т.е. серьёзно и ответственно заняться его воспитанием и обучением. Важно, чтобы задания были в меру трудными, но и не слишком лёгкими, т.е. посильными для выполнения. Нужно опираться на имеющийся у детей опыт и выявившиеся интересы.
Начиная заниматься со своим “особым” ребёнком, рекомендую придерживаться советом одного постоянного специалиста, которому больше доверяете – невролога, логопеда, психолога. Если ребёнок получает индивидуальное лечение в поликлинике, посещает логопеда, психолога, занимается лечебной физкультурой, желательны тесный доброжелательный контакт родителей с врачом и специалистами в выполнении заданий и закрепления полученных навыков.
Для успешной работы с “особым” ребёнком всем членам семьи, с которыми он общается, полезно выработать по отношению к нему единые требования. Это очень важно, т.к. различные требования, привычки, установки, особенно противоречивые, отрицательно влияют на психику и поведение ребёнка. Доброжелательные взаимоотношения в семье помогут воспитанию в ребёнке гуманных чувств и привычек уважения к старшим, желании заботиться о других. В ребёнке следует воспитывать:
— организованность и выдержку, подавляя его “А я хочу!” отвлечением, убеждением или игнорированием его требований;
— умение вести себя дома и в общественных местах: не быть назойливым в общении с окружающими, не перебивать речь взрослых, спрашивать разрешения взять что-либо, не говорить повышенным тоном, не требовать покупок от родителей;
— умение выполнять правила поведения на улице.
Ни в коем случае не фиксировать внимание ребёнка на его болезни, не жалеть его вслух, а вырабатывать у него умение критически относиться к своим поступкам, указывать ему на отрицательные моменты в его поведении,
наказывать за проступки, но не битьём, т.к. оно ведёт к неврозам, вызывает устойчивый негативизм, портит характер ребёнка.
В семье необходимо добиваться контакта с ребёнком, его доверия к вам, откровенности и правдивости, а не спешить выполнять его прихоти желания.
Советую проводить совместные прогулки не только с целью оздоровления, но и для развития у ребёнка наблюдательности, познавательного интереса к явлениям природы, её сезонным изменениям. Пусть ребёнок запоминает названия времён года, заучивает короткие стихи о природе, отгадывает загадки.
Настойчиво рекомендую не включать ребёнка в шумные поздние игры, застолья – это травмирует его нервную систему, возбуждает, нарушает режим дня и приводит к беспокойному сну.
Только совместными дружными, терпеливыми усилиями родителей, врачей, дефектологов мы сможем преодолеть недуги “особого” ребёнка и включить его в деятельную активную жизнь.