Общение со сверстниками – чрезвычайно важный фактор развития личности подростка. Это не только дает ему незаменимый опыт социального общения, практику жизни в коллективе, но и в целом делает его жизнь эмоциональнее, насыщеннее, богаче и интереснее, а также влияет на психологическое самочувствие и социальную адаптацию. Дело в том, что у тех, у кого в подростковом возрасте не было друзей, в зрелом возрасте наверняка будут трудности во взаимоотношениях с людьми, а также неврозы и, возможно, нарушения поведения.

Влияние компании тем сильнее, чем неблагополучнее отношения подростка с родителями:

  • когда в семье доминируют авторитарные отношения, общение со сверстниками будет приносить подростку значительно большее удовлетворение. Здесь обсуждают интересные вопросы, заводят новые знакомства, реализуют стремление выглядеть взрослым и вести себя соответствующим образом;
  • в конфликтных семьях, где ребенок недополучает родительской любви, чувствует себя отверженным и непризнанным, подросток будет искать компенсацию на стороне;
  • в неполных семьях роль отсутствующего отца может перейти к наиболее сильному в компании, старшему по возрасту подростку;
  • совсем уж крайний случай, когда подростки, чаще из неблагополучных семей, вовлекаются в асоциальные по содержанию группировки.

Что касается непосредственных результатов борьбы с подростковой дружбой, то победа родителей не только лишает подростка очень значимой стороны жизни, но и ведет к затяжному конфликту с ними, вынуждает его лгать и изворачиваться. При этом он в категоричной форме отстаивает право на дружбу, не терпит никаких обсуждений и комментариев в адрес друга, поскольку такого рода обсуждение воспринимается как покушение на его право и свободу выбора.

Так что к способам непосредственного влияния на дружеские отношения подростков нужно подходить весьма изобретательно. Прямой запрет дружить «с этим дебилом» использовать бесполезно, поскольку его результаты прямо противоположны: дружба их еще больше укрепляется, уходя при этом в подполье. А родители теряют какую-либо возможность контролировать нежелательную дружбу и могут не заметить опасных тенденций.

Можно «разговорить» подростка и в доверительном диалоге показать на конкретных поступках «друга» его сущность (невежество, наглость, неуважение, агрессивность, жестокость и т.п.), если конечно, ситуация настолько плоха. Результат будет значительно лучшим, нежели простой запрет. Не прямо запрещать дружить, но сообщая ему свою точку зрения, подкрепленную аргументами, и обязательно оставляя ему право самостоятельно принять решение. Если родители будут относиться к нему с пониманием и уважением, то наверняка получат адекватную реакцию.

Родители, которые стараются не пускать домой друзей подростка, отправляя компанию гулять на улицу, поступают неблагоразумно. На улице он находится вне поля зрения взрослых, и проследить, чтобы он был «на виду», а не в сомнительных местах, невозможно. Приглашайте его друзей домой. Это не только станет еще одним источником информации для вас, но позволит подросткам проводить свое время с большей пользой. Когда ребята находятся на виду, у родителей появится возможность узнать его друзей и соответственно отреагировать на появление в компании нежелательного субъекта.

Версия для слабовидящих