Мир песочной терапии

Песочная терапия — один из самых интересных методов, возникших  в рамках аналитической психологии.

Использование песка в целительных целях имеет многовековую историю. Древние  племена рисовали защитные круги на земле и создавали рисунки из песка. Историческими параллелями песочной терапии являются рисунки на песке племен Навахо. И песочные картины племени Навахо, и песочная терапия – излечивающие методы, которые активизируют психическую энергию и открывают возможности для изменений.

В течение многих веков тибетские монахи так же создавали из разноцветного песка магические круги – мандалы, достигая совершенства и духовной гармонии, ведь песок обладает сильными медитативными свойствами.

Считается, что истоки современного метода песочной терапии изложены в книге известного писателя-фантаста Гербера Уэллса «Игры на полу», изданной в 1911 году. В ней он описывает, как его сыновья, играя с миниатюрными фигурками, преодолевали трудности в отношениях с членами семьи и друг с другом.

Английский психолог Маргарет Ловенфельд, основательница Лондонского Института детской психологии, познакомившись с этой книгой, решила соединить фигурки с песком. Впервые идея использования песка в игре с больными и психологически неблагополучными детьми была реализована ею в 1930-х годах. Она работала с двумя подносами, один был наполнен песком, другой водой. Детям предлагались обычные формочки для игры в песочнице и коробки с миниатюрными игрушками. Ребенку предоставлялась возможность свободно играть с песком, водой и фигурками. Дети называли этот процесс «строить мир». Маргарет  так и назвала свою методику – техника «построения мира».

А в конце 50-х годов ХХ века швейцарский аналитик, детский психотерапевт Дора Кальфф, ученица К.Юнга, заинтересовавшись этим подходом, соединила опыт М. Ловенфельд и разработанную К.Юнгом  технику активного воображения. Метод пескотерапии строится на теории Юнга о том, что каждый предмет из внешнего мира вызывает какой-либо символ в глубине бессознательного.

Дора Кальфф стала родоначальницей «Юнгианской песочной терапии», которая переросла впоследствии в самостоятельное  направление в психотерапии.

Несмотря на то, что изначально игра с песком использовалась в работе с детьми, она эффективна и при работе со взрослыми. Эта техника помогает выразить  и прожить чувства, для которых не всегда находятся подходящие слова, восстановить душевное равновесие и сделать правильный выбор.

Основная цель песочной терапии – достижение эффекта самоисцеления посредством спонтанного творческого выражения. Многие люди не имеют в жизни возможности наиграться вдоволь, они редко фантазируют, редко занимаются творчеством. Поэтому песочная терапия очень  привлекательный для них метод релаксации: не надо уметь рисовать, двигаться, даже говорить.

Этот вид терапии используют при замкнутости, необщительности, фобиях, сильнейших эмоциональных перегрузках (неизлечимая болезнь, сильная психотравма и т.д.).  Песочная терапия эффективна при работе  с травматическими переживаниями, психосоматическими расстройствами, при сложностях в общении, при высокой тревожности, снятии внутреннего напряжения и при желании понять себя.