Заведующий отделением: Кондратюк Татьяна Владимировна

Отделение реабилитации создано для работы с несовершеннолетними детьми с ограниченными физическими и умственными возможностями с целью осуществления адаптации и интеграции несовершеннолетних в общество с помощью различных социальных мер.
Смотрите о нас здесь
В отделении работают: психолог, логопед, социальный педагог, специалист по социальной работе, инструктор-методист по адаптивной физической культуре.
Специалисты отделения оказывают следующие услуги:
Социально-психологические:
— психологическая диагностика уровня развития ребенка и обследование личности;
— Выявление и анализ психического состояния и индивидуальных особенностей ребенка (диагностическая беседа, анализ социального и психологического статуса).
— Определение степени отклонения в поведении ребенка и взаимоотношения с окружающими людьми (беседа с сопровождающим лицом, наблюдение и др.).
— Проведение индивидуальной и групповой психокоррекционной работы (релаксация, музыкотерапия – аудиоаппаратура, ароматерапия, пальчиковая гимнастика, работа с самооценкой и др.).
— Проведение психологических тренингов (развитие стрессоустойчивости, снятие агрессии, гиперактивности, тревожности, тренинг коммуникативной компетентности, интеллектуальных способностей).
— Коррекционно-развивающие занятия познавательной сферы, формирование у детей отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.); коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей (занятия проходят в сенсорных комнатах).
Социально-педагогические:
— Организация помощи родителям или законным представителям детей-инвалидов, воспитываемых дома, в обучении таких детей навыкам самообслуживания, общения и контроля, направленным на развитие личности
— Коррекционная работа логопеда (диагностика – проведение первичного логопедического обследования, составление речевых карт с целью комплексного изучения ребёнка с ограниченными способностями и дальнейшего динамического наблюдения за его развитием).
— Постановка и автоматизация звуков.
— Коррекционно-развивающие занятия направленные на развитие познавательной сферы.
— Консультативная помощь родителям в вопросах обучения ребёнка-инвалида.
— Работа с детьми с применением программного комплекса «Комфорт-Лого»
— Психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. Специалисты в форме лекотеки способствуют формированию предпосылок к учебной деятельности у детей, поддерживают развитие их личности и оказывают психолого-педагогическую помощь родителям. Обучение проходит в форме игры. Специалисты используют оборудование для детей с нарушениями движений, игрушки для развития тактильного и зрительного восприятия, речи и языка, средства для развития невербальной коммуникации, музыкальные игрушки, книги, и многое другое (рекомендуемый возраст 3-11 лет).
Социально- медицинские:
— Проведение мероприятий по адаптивной физической культуре, направленных на формирование здорового образа жизни;
— Подбор комплекса физических упражнений с учетом рекомендаций содержащихся в ИПР.

Услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности.
— Обучение детей-инвалидов пользованию средствами ухода и техническими средствами реабилитации;
— Социально-бытовая адаптация относится к числу специальных коррекционных занятий, которые проводятся с учетом возрастных и специфических особенностей и возможностей детей с ОВЗ — обучение социально-бытовой ориентировке; формирование потребности адаптации к условиям жизни; привитие навыков личной гигиены, сохранения и укрепления своего здоровья; привитие необходимых умений и навыков самообслуживания; формирование умений и навыков пользования адаптивными приборами, средствами связи, транспортом, магазинами, медицинской помощью;
Содержание занятий включает в себя следующие темы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь» и др.
Для формирования знаний, умений и навыков по социально-бытовой ориентировке применяются различные методические приемы: объяснение, показ, сюжетно-ролевые игры, экскурсии (рекомендуемый возраст от 5 лет).
Занятия проходят в специализированной социально-бытовой комнате «Я-сам».
А также отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями:
— содействует в организации оздоровления детей-инвалидов в ГАУСО АО «Реабилитационный центр «Бардагон» (подготовка заявок, сбор, комплектование пакета документов на санаторно-курортное лечение, выдача путевок);
— оказывает консультативную, юридическую помощь;
— организует досуговую деятельность (проведение различных мероприятий, мастер-классов, экскурсий, и т.д.).
Психологи работают с детьми-инвалидами в благоприятной обстановке, в специально оборудованных помещениях.
Комната социально-бытового обслуживания «Я САМ» создана для социальной адаптации и реабилитации детей-инвалидов с помощью вспомогательных технических средств, поддерживать и обеспечивать их жизнедеятельность в быту. Приспособлена для обучения детей-инвалидов правилам пользования техническими средствами реабилитации и бытовым навыкам в соответствии со спецификой имеющихся заболеваний. Кабинет представляет собой типовую однокомнатную квартиру (кухня, жилая зона) со специально адаптированным оборудованием, что создает безбарьерную среду для жизнедеятельности ребёнка-инвалида.
Комната психологической разгрузки (тёмная сенсорная комната). Здесь проводятся занятия по группам или индивидуально в рамках специально разработанной психологом программы, учитывающей особенности получателя реабилитационных услуг. Занятия в сенсорной комнате проводятся при участии психолога. Сенсорная комната — волшебное помещение для релаксации, снятия стресса и расслабления. В этой комнате размещено уникальное оборудование — позволяющее психологу мягко работать со своими подопечными, проводить профилактику и даже лечение нервной системы и органов чувств. Здесь дети-инвалиды обретают личную гармонию и гармонию с окружающим миром, восстанавливают душевное равновесие, укрепляют нервную систему.
В светлой сенсорной комнате проводятся занятия с детьми-инвалидами, направленные на развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), органов чувств, вестибулярного аппарата, позволяющих в полном объеме формировать познавательные функции, обогащать представления детей об окружающем предметном и природном мире. Сенсорная комната обеспечивает быстрое установление эмоционально-положительного контакта между ребенком и психологом, и настраивает его на эффективную и результативную работу. «Волшебная комната» оказывает влияние на коррекцию личностных особенностей и эмоционально-волевой сферы детей инвалидов.
На базе ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН» создана «Служба ранней помощи «Первый шаг», которая помогает детям в раннем возрасте провести диагностику и оказывает помощь квалифицированных специалистов: психологов и логопеда.
«Служба ранней помощи «Первый шаг» включает в себя пункты ранней психолого-педагогической помощи «Я сам» и логопедической мастерской «Азбука речи».
«С детьми работают психолог и логопед в отдельной комнате, оборудованной многофункциональными комплектами, направленными на развитие общей и мелкой моторики, познавательной сферы, пространственной ориентации, различие базовых цветов, развитие навыков письма и рисования, звукоподражания, формирование эмоционально-волевой сферы ребенка. Также специалисты проводят квалифицированную работу по консультации родителей. Служба оказывает квалифицированную помощь детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья».
Во время работы специалистов с ребенком, родители находятся рядом с детьми. Первоначально родители проходят корректирующую консультацию, чтобы могли ей воспользоваться в дальнейшем. Консультация дает возможность определить в каком направлении в большей степени необходимо работать и корректировать развитие ребенка. Специалисты наглядно показывают родителям как в повседневной жизни общаться с ребенком, чтобы закреплять и дополнять работу, проведенную в пункте ранней психолого-педагогической помощи.
Служба ранней помощи «Первый шаг» оборудована развивающей панель симметрии, развивающим домиком, сундучком, настольным лабиринтом с трубкой, тактильными мешочками и музыкальным столом.
«Игра с данным оборудованием направлена на развитие мелкой моторики, восприятие формы, развивает координацию рук, тактильные ощущения ребенка».
Игра с музыкальным столом позволяет развить детям моторные навыки, слуховое восприятие, координацию движения, улучшает фонематический слух и фонематическое восприятие, восприятие формы и цвета.
Специалисты отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями осуществляют прием документов для прохождения реабилитации в ГАУ СО АО «Малиновский дом — интернат для умственно отсталых детей», созданный в целях предоставления социальных услуг умственно отсталым детям, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечения создания соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питания и ухода, а также организации посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.
Отделение реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями с 2020 года осуществляет внедрение новых форм работы в рамках реализации мероприятий Комплекса мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья.
Работа ведется в нескольких направлениях: работа по технологии «Реабилитация на дому», организация деятельности «Школы реабилитации и ухода», создание пункта проката реабилитационного оборудования «Нет преград».
Для реализации мероприятий по данным направлениям были заключены соглашения о взаимодействии с организациями и учреждениями:
— Амурская общественная организация поддержки лиц с ограниченными возможностями и их семей «Мир без границ»;
— Автономная некоммерческая организация «Амурский областной центр социальной поддержки детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей «Открытый мир»;
— Амурская областная общественная организация социальной поддержки детей-инвалидов, инвалидов и их законных представителей «Дети Солнца»;
— Государственное автономное общеобразовательное учреждение Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №7, г. Благовещенск»;
-Государственное автономное учреждение здравоохранения Амурской области «Детская городская клиническая больница».
С 2020 года в отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями реализуются мероприятия по технологии «Реабилитация на дому».
Целью работы по технологии «Реабилитация на дому» является оказание реабилитационных услуг на дому детям-инвалидам, имеющим тяжелые множественные нарушения развития, родители которых по объективным причинам не могут посещать занятия в «Школе реабилитации и ухода», в связи с тяжестью состояния ребенка не могут приводить его в Центр для получения реабилитационных услуг.
Решаемые задачи:
- Раннее выявление и дифференцированный учёт детей-инвалидов, в том числе детей-инвалидов целевой группы, нуждающихся в социальном обслуживании.
- Оказание своевременной психолого-педагогической и информационной помощи семьям, воспитывающим детей-инвалидов.
- Разработка индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов, обеспечение реализации указанных программ, а также программ реабилитации или абилитации детей-инвалидов, разработанных учреждениями медико-социальной экспертизы.
- Организация работы мобильной бригады, службы домашнего визитирования, мобильной службы экстренного реагирования.
- Обеспечение реализации комплекса реабилитационных мероприятий на дому для детей целевой группы
- Раскрытие личностного потенциала, навыков и духовных интересов, обеспечивающих наиболее возможную адаптацию в обществе и социальную компетентность детей-инвалидов.
Выездная реабилитация осуществляется посредством организации деятельности мобильных бригад, в состав которых входят специалисты Учреждения (логопеды, психолог, инструктор по адаптивной физической культуре, социальный педагог), и привлеченные специалисты (реабилитолог, олигофренопедагог, специальный психолог).
Это позволяет предоставлять квалифицированную социальную помощь на дому детям-инвалидам, имеющим высокую степень ограничения мобильности, тяжелые патологии и сложные диагнозы.
Неотъемлемой частью реабилитации на дому является планомерная работа с родителями, направленная на повышение уровня компетентности по вопросам ухода, реабилитации, социализации, личностного развития детей данной категории.
Выезд группы специалистов на дом в семьи получателей социальных услуг обеспечивает гарантированное предоставление комплекса реабилитационных услуг по медико-социальному, психолого-социальному и социально-педагогическому направлениям.
Реабилитационные услуги на дому оказываются на приобретенном за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, оборудовании, направленном на развитие моторики, когнитивных процессов, тактильных ощущений, двигательной активности в домашних условиях. Это:
— набор развивающих материалов Монтессори, комплекс упражнений и практических пособий для обучения ребенка в игровой форме, который используют психологи и педагоги по всему миру. Игры и задания помогают развивать: логическое мышление, образную и предметную память, мелкую моторику рук, формируют элементарные математические знания;
-игровой набор «Дорожка», специально разработанная дорожка для развития моторики, тактильных ощущений, координации движения и равновесия. Тактильная дорожка представляет собой 7 модулей, которые наполнены различными покрытиями и элементами. Перебирая босыми ногами по камушкам, жестким, мягким или же гладким покрытиям, можно испытать разнообразие тактильных ощущений.
-набор балансиров, который составляют полусферы балансировочные массажные для тренировки или для снятия усталости. Подушка балансировочная –диск Альпина, применение которого принуждает к так называемому динамическому сидению, что провоцирует незначительные, но эффективные движения в области позвоночника. Балансировочная платформа активизирует большое количество мышц — к работе подключаются все мелкие мышцы-стабилизаторы;
— набор для развития моторики, (в состав которого входят игры: «Сортер», «Сафари-лабиринт», «Визуальный дождь», «Волшебный шар» и др.) помогает улучшать навыки мелкой моторики, ловкости, силы мышц пальцев и рук, координации движений, мышления и многого другого;

— набор для слухоречевого восприятия, адаптированный игровой набор (в состав которого входят игрушки – «Гармошка», «Звуковые призмы», «Визуальный дождь», «Гусеница» и др.), позволяющий развивать восприятие речи на слух, благодаря различным музыкальным инструментам и игрушкам, входящим в комплект.
-набор для визуально-сенсорного восприятия. Все игрушки, входящие в данный комплект («Шестерня», «Гонки пингвинов», набор зеркал, «Электронная рыбка», «Мигающая палочка» и др.), направлены на проработку визуально-сенсорного восприятия ребенка и развития тактильных ощущений.
— набор для развития коммуникативных навыков. Игрушки, входящие в комплект (плакат «Составь портрет», игрушка «Попугай», плакаты «Морские животные» и «Наземный транспорт, «Говорящий магнит» и др.), помогают в игровой форме развивать коммуникативные навыки и творческие способности ребенка.
—настольный тренажер для сгибания и разгибания пальцев
предназначен для развития силы и подвижности пальцев рук, тренировки движений сгибания — разгибания пальцев рук.
В 2021 году продолжает свою работу «Школа реабилитации и ухода» для родителей. Основной целью деятельности Школы является социальная поддержка семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе, предоставление членам их семей информационной поддержки, помощи в освоении ими базовых навыков для самостоятельной реабилитационной деятельности в домашних условиях.
Основная задача — обучение родителей (законных представителей), членов семей детей-инвалидов:
-организации оптимальной физической и социальной среды для жизни и развития ребёнка-инвалида;
-базовым навыкам коммуникации с ребёнком-инвалидом;
-навыкам ухода (правилам гигиенического ухода, кормления, одевания-раздевания) за детьми-инвалидами;
-организации повседневной двигательной активности ребёнка-инвалида;
-организации безопасного перемещения ребёнка-инвалида;
-организации занятости ребёнка-инвалида.
На занятиях «Школы реабилитации и ухода» специалисты Учреждения и привлеченные специалисты (специалисты лечебно-профилактических учреждений, медицинских профессиональных образовательных учреждений), обучают родителей, членов семей детей-инвалидов по следующим вопросам:
— «Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка-инвалида, организация психологического сопровождения участников реабилитационного процесса»;
— «Личностное развитие ребенка-инвалида, основы социализации и общения, физическое воспитание»;
— «Организация занятости ребенка-инвалида»;
— «Разрешение конфликтных ситуаций с помощью инструментов медиативной технологии»;
— «Час правового просвещения»;
— «Информационные встречи с представителями учреждений образования, здравоохранения, юристами».
В «Школе реабилитации и ухода» проводятся теоретические и практические занятия, используются как групповые, так и индивидуальные формы работы (при необходимости). Занятия проводятся не реже 1 раза в неделю, продолжительность одного занятия – до одного часа, с общим курсом обучения – 9 часов.
В 2020 году на базе Учреждения открыт пункт проката реабилитационного оборудования «Нет преград» для оказания социальной помощи:
— по временному обеспечению семей с детьми-инвалидами специальными средствами адаптации и реабилитации, устройствами для облегчения передвижения;
— по снижению материальных затрат семей на приобретение оборудования, что позволит обеспечить доступность и качество получения социальных услуг семьям, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Все оборудование для пункта проката приобретено за счет средств Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в рамках реализации Комплекса мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья:
— иппотренажер – один из лучших имитаторов верховой езды. Во время тренировки задействуются практически все группы мышц, увеличивается подвижность суставов, развивается чувство равновесия и координация движений. Рекомендован для детей с диагнозом ДЦП;
— лежачий самокат для детей-инвалидов – позволяет детям с нарушением функции опорно-двигательного аппарата передвигаться, играть, при этом развивая вестибулярный аппарат, задавая общий тонус мышцам;
— 6 велосипедов-велотренажеров для детей с ДЦП – имеют крепления и фиксаторы, которые не позволяют ребенку упасть. Для поддержки ребенка при передвижении предусмотрена ручка. Конструкция велосипедов отличается безопасностью и удобством для ребенка;
— опоры ползунки-ходунки – применяются для реабилитации детей с тяжелыми формами ДЦП, а также на начальном этапе обучения передвижению;
—ходунки-роллаторы – предназначены для передвижения в помещениях. Ходунки имеют мягкую опору под грудь и сиденье из искусственной кожи, что обеспечивает максимально комфортное движение;
— 2 бизиборда – дают возможность ребенку быстрее адаптироваться к бытовой среде в безопасном пространстве, успешно развивают мелкую моторику и причинно-следственные связи;
—2 бизикуба – отличное средство для развития мелкой моторики детей и для приобретения ими бытовых навыков.
Оборудование выдается семьям с детьми-инвалидами бесплатно во временное (до 3-х месяцев) пользование.
Благодаря организации деятельности «Школы реабилитации и ухода», внедрению технологии «Реабилитация на дому», созданию пункта проката реабилитационного оборудования «Нет преград» мероприятия, проводимые ГАУ АО «Благовещенский КЦСОН» в рамках Комплекса мер Амурской области по развитию технологий, альтернативных предоставлению услуг в стационарной форме социального обслуживания детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья, позволяют обеспечить приобретение новых навыков родителями (законными представителями) в вопросах воспитания, обучения, реабилитации и организации жизни детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, что будет способствовать созданию условий для снижения численности таких детей, находящихся на стационарном обслуживании.
В настоящее время деятельность по реабилитации семей с детьми-инвалидами продолжается. Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, объявил результаты конкурсного отбора инфраструктурных проектов по созданию специализированных социальных служб, оказывающих помощь детям и семьям с детьми, находящимся в трудной жизненной ситуации. Проект «Микрореабилитационный ДоброЦентр» стал победителем конкурсного отбора инфраструктурных проектов.
В 2021 году в Отделении создана социальная служба «Микрореабилитационный «ДоброЦентр». «Микрореабилитационный «ДоброЦентр» реализуется через такие формы работы, как «Выездной микрореабилитационный центр» и «Домашний микрореабилитационный центр».
«Выездной микрореабилитационный центр» предполагает создание мобильных (междисциплинарных) бригад, включающих специалистов различных профилей (медицинского, социального, психологического, педагогического профиля) для оказания комплекса услуг детям-инвалидам, детям с ограниченными возможностями здоровья, проживающим в городе Благовещенске и Благовещенском районе. Основные направления работы осуществляются социальной мультидисциплинарной бригадой, в состав которой входят специалисты (социальный педагог, логопед, психолог) учреждения, а также привлеченные специалисты (олигофренопедагог). Специалисты охватывают реабилитационными мероприятиями на дому детей-инвалидов, которые в силу невозможности по состоянию здоровья и отдаленного проживания не могут получать услуги в учреждении.
«Домашний микрореабилитационный центр» представляет собой организацию реабилитационного пространства на дому:
- обеспечение реализации краткосрочных программ реабилитации детей-инвалидов «Я могу!»;
- обучение родителей (законных представителей) использованию реабилитационного оборудования и повышения их компетентности в вопросах комплексной реабилитации и абилитации детей в рамках работы школы реабилитации и ухода для семей детей-инвалидов на дому «Содействие»;
- создание условий для проведения реабилитационных мероприятий на дому через предоставление детям-инвалидам средств реабилитации в ходе работы пункта проката «Без преград».
Организация работы с целевой группой в комнате реабилитации «Развитие. Рост. Результат.», созданной на базе Учреждения.
Отделение располагается по адресу: г. Благовещенск, ул. Политехническая, 82/2, каб. 112
Телефоны: раб. 8(4162) 77-08-37, 8(4162) 77-08-35, сот. 8 924 844 00 25
Электронный адрес: dobrotaso8@mail.ru
Режим работы: с 08.00 да 17.00 перерыв: с 12.00 до 13.00