Развитие инициативы и самостоятельности у детей 5-6 лет.

Что такое самостоятельность?

Самостоятельность-это способность принимать важные решения, оценивать результаты своего труда, учебы, отношений со сверстниками. Зачатки самостоятельности закладываются в дошкольном детстве. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент самостоятельности — целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым, организованным. Родители, к сожалению, не всегда охотно поддерживают «приступы» детской самостоятельности: они и обременительны (уберу сама быстрее), и небезопасны (вдруг поранится). Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на более разумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитие зарождающейся детской самостоятельности и отбросит назад, к примитивной имитации. Очень важно вовремя помочь ребенку — это необходимое условие развития его самостоятельности. Ребенок откажется от помощи, как только почувствует, что может справиться сам.

С появлением первых ростков самостоятельности ребенок становится очень чувствительным к своим правам на ее проявление — столь же остро он реагирует и на оценку своих действий. Стоит грубо, резко или невнятно отозваться о его «взрослых» инициативах, и они могут исчезнуть навсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой ни была его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потом тактично объясните, почему не получилось.

В старшем дошкольном возрасте ребенок уже практически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надо стыдиться, а чего — не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность функция самоконтроля завершающий компонент в формировании самостоятельности в предметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать, осуществлять и контролировать ее, ребенок становится уже в какой-то степени независимым от взрослого.

Как сформировать самостоятельность у ребенка?

  1. 1.Определите границы дозволенного, самый важный этап в процессе приучения детей к самостоятельности сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое в его деятельности, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил.
  2. 2. Когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Если ребенок понимает, что от него ждут, он должен нести ответственность за свою деятельность.
  3. Следует различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Ребенка нельзя наказывать, если его действия являются проявлением сознательного неповиновения, например, когда забывает покормить собаку или убрать свою постель, не вынесет мусор или оставит что-нибудь на улице под дождем. Помните: подобные действия типичны для детского возраста. Скорее всего, в таких ситуациях незрелый ум стремится изолировать себя от давления, оказываемого на него взрослыми, от их забот и проблем. Необходимо проявлять мягкость по отношению к ребенку, когда вы учите его лучше справляться с делами и своими обязанностями.
  4. 4.Утешение и наставление ребенка должно проходить после того, как столкновение закончилось. Когда закончится конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно, если все закончилось слезами ребенка), у детей младшего возраста (от двух до семи лет, а, возможно и старше) может возникнуть потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите на встречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите.
  5. 5.Избегайте требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Предъявление требований, которых ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта, из которого он не видит выхода. Такая ситуация с неизбежностью наносит ущерб эмоциональной сфере человека.
  6. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже, несмотря на неизбежность отдельных, ошибок и просчетов со стороны родителей.