Впервые в детский сад

Когда ребенок начинает посещать детский сад, в его жизни происходит множество изменений. Это:

  • строгий режим дня;
  • отсутствие родителей в течение нескольких часов;
  • постоянный контакт со сверстниками;
  • новое помещение, таящее в себе много неизвестного;
  • другой стиль общения.

Малышу необходимо адаптироваться к детскому саду. Процесс адаптации проходит каждый ребенок, но с разной сложностью.

Адаптация делится на 3 степени:

     Легкая степень адаптации. Адаптация проходит в течение 10-15 дней, ребенок может заболеть в течение этого периода, но не более одного раза. Аппетит в первые дни может быть снижен, затем нормализуется. Бодрое, заинтересованное настроение может сочетаться с утренним плачем. Не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.

     Средняя степень адаптации. Адаптация проходит в течение месяца. Ребенок на короткое время теряет в весе. Заболеваемость до двух раз, без осложнений. Аппетит снижается. В первые дни возникают отказы от еды. Плохо засыпает. Сон короткий. Просыпается со слезами. Наблюдается подавленность, напряженность. Быстрый плач, заторможенность. Отсутствие активности. В дальнейшем активность избирательна.

     Тяжелая степень адаптации. Длится от 2 до 6 месяцев. Ребенок часто болеет. Возможны нарушения стула, мочеиспускания, невротическая рвота. Может отказываться от самостоятельного приема пищи. Ребенок плохо засыпает. Сон короткий. Просыпается со слезами. Тихий плач, хныканье, страх. Много и длительно плачет, поведение пассивное, активность отсутствует.

     Для того, чтобы облегчить адаптацию ребенка к детскому саду, вам необходимо придерживаться некоторых рекомендаций.

  1. Постепенно приближайте домашний режим ребенка к тому, который будет в детском саду.
  2. Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и доступному для его возраста самообслуживанию. К моменту поступления в детский сад ребенок должен уметь самостоятельно садиться на стул. Пить из чашки, пользоваться ложкой, активно участвовать в умывании и одевании.
  3. Постепенно формируйте навыки общения ребенка со сверстниками, водите его на детские праздники, берите его с собой в гости и приглашайте друзей к себе. Расширяйте круг общения ребенка.
  4. Оставляйте ребенка с другими близкими, сначала ненадолго, а затем увеличивайте время. Объясняйте, что у вас есть дела.
  5. Приучайте ребенка выносить во двор, а в дальнейшем приносить в детский сад только те игрушки, с которыми он готов поделиться с друзьями.
  6. Дома поиграйте в детский сад, роль ребенка может исполнять любимая игрушка малыша. Покажите в игре как он может познакомиться и вступить в игру с другими детьми. В ходе игры соблюдайте режимные моменты.
  7. Продолжайте играть с малышом в детский сад, когда он начнет ходить в садик. В игре ребенок покажет вам, с какими проблемами он сталкивается, а вы предложите пути их решения.
  8. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений.

     Как надо вести себя с ребенком,  когда он начал впервые посещать детский сад.

  1. Отправляйте ребенка в детский сад, лишь при условии, что он здоров.
  2. Расскажите воспитателю заранее об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравится, что нет, каковы его умения, навыки и в какой помощи он нуждается.
  3. Вначале приводите ребенка на 1-2 часа в день, затем оставляйте на обед, далее на сон.
  4. Приводя ребенка в детский сад не передавайте ему свое беспокойство, не стоит устраивать долгое прощание перед группой.
  5. Придумайте ритуал встречи и прощания, тогда ребенку будет проще отпускать вас.
  6. Если расставание с мамой проходит очень тяжело. Пусть в садик его пробует отводить кто-то другой, например, папа или бабушка.
  7. Не делайте перерывов в посещении детского сада, иначе процесс адаптации начнется заново.

Показателями успешной адаптации будут:

  • хороший аппетит;
  • спокойный сон;
  • охотное общение с другими детьми;
  • нормальное эмоциональное состояние.

Всегда помните:

Ребенок — самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять, узнать его  и относиться к нему с уважением.