«У меня нет никаких прав»

«У меня нет никаких прав», — улыбаясь, сказал ученик 9 класса, — «вернее, я про них не знаю». Так начался день 13 ноября в одной из школ Благовещенска, куда с лекцией и практическими занятиями приехали ведущие психологи психолого-педагогического отделения центра «Доброта» Елена Ветрова и Павел Воробьев.

На слайде яркие картинки, переливающиеся светом проектора, расслабленные ученики за партами — ведь вместо химии у них «что-то там» по психологии! У доски психолог задает вопрос: «А что же такое «права»?». Скромно улыбнулась девушка на первой парте; две подружки переглянулись, мол, где-то слышали это слово, но не имеют понятия о значении.

И так, от человека к человеку, психолог опрашивает всех старшеклассников о том, какое у них представление о значимости этого слова. Бурное обсуждение началось в конце мини-дискуссии, когда речь зашла о правах на наследство, на общение с родителями и на право выбирать образование. Зачитывая с примерами порядка 20 прав, представленных как вспомогательный материал на презентации, психологи заметили, что к началу второй половины урока старшеклассники охотнее присоединялись к рассуждениям не только о своих правах, но и об обязанностях.

В конце лекции специалисты предложили посмотреть вырезки из мультфильмов, где наглядно, в виде закрепления материала, объяснялись права — начиная от права на отдых и труд до права на имущество и наследство. Вторая половина мероприятия была посвящена самодиагностике состояния. Психолог объяснял правила этого процесса, используя специальные бланки с вопросами и слайды с цветами в качестве метафор. На 15 минут в классе воцарилась тишина — работа по изучению себя завлекла не меньше, чем информация о правах. Конечно, были вопросы, ситуации сопротивления и капризы: «Я не хочу, чтобы меня диагностировали!». Однако и здесь ребенок имел право на анонимное тестирование и строгую конфиденциальность.

Методика была рассчитана на личную интерпретацию и личное пожелание участвовать в ней; доступ 3-х лиц не допускался, бланки ответов остались у учеников. В самом финале психологи озвучили право на анонимное психологическое консультирование — обращение на горячую линию помощи для детей, подростков и их родителей.
Форма работы, запросы, режим работы — все было продемонстрировано воочию. Дети сами проявили желание сделать контрольный звонок в службу, чтобы получить информацию.

Вторая лекция прошла с другим классом, также со старшеклассниками. Здесь, помимо бурной и активной дискуссии о правах, психологи провели профориентационное экспресс-тестирование. Старшеклассники самостоятельно, но не без помощи психологов определили типы профессий, их привлекательность и актуальность.

Проведенное мероприятие позволило подросткам не только узнать о своих правах и обязанностях, но и осознать важность личных интересов и увлечений в их жизни.

Подросток не всегда сосредоточен только на учебном процессе; его личные интересы и эмоциональный мир также имеют право на первоочередное внимание. Это понимание может стать основой для более ответственного отношения к своему будущему и формирования гармоничной личности. Психологи надеются, что подобные встречи помогут молодым людям обрести уверенность в своих силах и более активно участвовать в формировании своей жизни.